МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ  САД  № 196

г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

 

 

Взаимосвязь речевых нарушений

с ЛОР патологией и челюстно-лицевыми деформациями.

 

Безусловно, ведущим в патогенезе речевых расстройств является неврологическая патология, но рецидивирующие заболевания дыхательных путей усугубляют воздействие основных причин, тем более что придаточные пазухи и дыхательные пути являются резонансными полостями и играют важную роль в звукообразовании.

В последнее время увеличилось количество детей с ЛОР — патологией (ОРВИ, аденоидиты, рецидивирующий острый отит и др.), которая приводит к формированию ротового дыхания, в результате чего возни­кает нарушение фонематического слуха. Следствием нарушения фонематического слуха являются такие дефекты, как ФФН, ОНР.

Деформация лицевого скелета приводит к сближению боковых частей верхней че­люсти, твердое небо становится узким, высоким. В результате происходит сужение верх­него зубного ряда, возникает скученное положение зубов верхней, а затем и нижней че­люсти; формируется перекрестный или мезиальный прикус.

Недоразвитие нижней челюсти формирует у ребёнка переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба, что ведёт к сутулости и снижает функцию речевого дыхания.

Жевательная и височная мышцы при ротовом дыхании находятся в перерастянутом состоянии. Постоянно открытый рот приводит к вялости круговой мышцы рта, которая отвечает за лабиализацию звуков.

Сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, нижнее положение язы­ка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти ведет к замедлению роста костных структур верхней челюсти, что сказывается на интонационно-выразительной стороне речи.

Слабый тонус круговой мышцы рта затрудняет также смыкание губ, мешая нормальному развитию нижней челюсти. В речи отмечает­ся недостаточная лабиализация звуков, прежде всего гласных, что ве­дёт к нарушенной просодике, а затем, в школьном возрасте, проявля­ется в специфических ошибках на письме (дисграфии).

Нарушения функционирования мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области – это нарушения миофункционального характера.

Техническое средство миофункциональной коррекции.

 

Для решения обозначенных проблем предлагаются современные здоровьесберегающие технологии, которые способствуют миофункциональной коррекции — трейнер «INFANT» разрабо­танные для нормализации функции глотания, жевания, носового дыхания и предупрежде­ния формирования аномалий зубочелюстной системы и прикуса у детей 3-5 лет с факто­рами риска, и аналогичный трейнер Т4К для детей 5-9 лет. Трейнер подготавливает кинестетическую базу для профилактики или успешной коррекционной работы, направленной на нормализацию звукопроизношения, развитие фонематического слуха и просодики.

Регулярное использование трейнера «INFANT» не только стимулирует развитие нижней челюсти, но и способствует:

·     выработке правильного верхнего положение языка в покое и при глотании.

·     исключению прокладывания языка между зубными рядами.  Подготавливает артикуляционный базис для устранения межзубного и бокового произношения звуков и оптимизирует логопедическую работу (при дизартрии требу­ется более длительный период применения трейнера «INFANT»).

·     подготовке артикуляционного базиса для устранения других дефектов звукопроизношения благодаря улучшению кинестетической и кинетической основы дви­жений органов артикуляции.

·     формированию стереогноза в органах артикуляции (умению определить место положе­ния кончика языка в полости рта).

·     выработке стереотипа смыкания губ и восстановлению носового типа дыхания, формы неба и носовых ходов.

·     активизации кинестетических афферентаций (передаче нервного возбуждения от периферических чувствительных рецепторов к   центральным). Это помогает формировать артикуляционную базу для группы шипящих, сонорных звуков, а также обеспечивает условия для растягивания подъязычной связки и улучшает подвижность языка, благодаря постоянному косанию языком маркерного язычка трейнера.

·     при накусывании ребёнком «воздушных подушечек» трейнера укреплять тонус же­вательных мышц и тренировать весь комплекс артикуляционных мышц, что является важным условием устранения дизартрических расстройств.

·     при касании языком выпуклой стороны маркерного язычка трейнера мас­сажному воздействию, нормализующему чувствительность и тонус мышц языка, что не­обходимо при коррекции дизартрии.

·     восстановлению носового дыхания, что повышает эффективность логопедической рабо­ты по развитию фонематического слуха.

·     нормализации смыкания губ, что улучшает лабиализацию звуков (артикуляцию гласных), а это положительно от­ражается на просодической стороне речи.

·     улучшению интонационной выразительности.

·     повышению работоспособности и концентрации внимания детей, что можно объяс­нить нормализацией носового дыхания, благодаря чему снижаются гипоксические явления.

смотреть презентацию

Вас заинтерисовала информация о миофункциональной коррекции? Хотите узнать больше? Обращайтесь за консультацией к учителю-логопеду детского сада, а также можно подробно познакомиться на сайте http://mfk-ortoplan.ru 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»