МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ  САД  № 196

г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков

 

  Рекомендации при постановке шипящих звуков

([ш], [ж], [ч], [щ])

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тон­кие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зу­бам, в целом язык принимает позу чашечки; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка вверх. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи спо­собствуют следующие упражнения.

- «Наказать непослушный язык» приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя»; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном вы­дохе.

- «Лопата» удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. Обратите внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к уп­ражнению «Наказать непослушный язык».

- «Бублик или рупор» губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке [О], зубы сомкнуты, удерживание позы под счёт до 5, повторить 5-6 раз.  Затем предложить почмокать губами – поцелуем мамочку.

- «Заборчик» - губы растянуты в утрированной улыбке, обнажая сомкнутые зубы.

 - Чередование под счёт 1-2, 1-2, 1-2… упражнений «бублик - заборчик»

- «Качели» поднять кончик языка за верхние зубы, опустить за нижние зубы;

- «Лошадка» по­щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Обратите внимание: упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- «Грибок» приоткрыть рот и, при­сосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Обратите внимание: боковые края языка должны быть прижаты одинаково плот­но - ни одна половина не должна    опускаться.

 - «Гармошка» "присосать" язык к нёбу и не отпуская его, раскрывать и закрывать рот (как растягива­ются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражне­ния надо стараться открывать рот все шире и все дольше удержи­вать язык в верхнем положении.

- «Вкусное варенье» широким краем языка облизать верхнюю губу, делая  движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Обратите внимание: работает только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной; язык должен быть широким; если упражнение не получается, нужно вернуться к упраж­нению «Наказать непослушный язык».

- "Обнять"  широким  краем языка верхние зубы.

- «Индюшонок балбочет» кончик языка быстро двигается верху вниз, облизывая верхнюю губу;

- «Маляр» широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно). Обратите внимание: язык не должен сужаться.

- «Чашечка» рот открыт, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки  языка опущена, прогибается книзу.

-  «Фокус» приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ват­ку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен     идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.  

  

- Упражнение в поочерёдном произнесении звуков [Т’] - [Щ]  сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тщ-тщ-тщ, это подготавливает основу для звука  [Ч].  

Дата последнего обновления страницы 01.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»