МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ  САД  № 196

г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков

 

 

Рекомендации при постановке свистящих звуков.

([с], [с'], [з], [з'], [ц])

При произнесении свистящих звуков движения языка достаточно сложные, в которых участвуют кончик языка (он на­ходится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (приподнимается горочкой к нёбу и образует с ними щель, а при звуке [ц] сначала смычку, потом щель). Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, если поднести ладонь, то чувствуется  наличие холодной воз­душной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка).

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

- «Загнать мяч в ворота» губы в улыбке, язык высунут, боковые края языка приподняты (трубочкой). Как бы произнося длительно звук ф, сдувать ватку на    противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воз­душная струя была прерывистой.

- «Наказать непослушный язык» приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя»; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном вы­дохе.

- «Лопата» удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. Обратите внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к уп­ражнению «Наказать непослушный язык».

- «Почистим зубы» улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кон­чиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх. Обратите внимание: губы неподвижны, находятся в положении улыбки, кончик языка широкий и начинает движение от корней нижних зубов.

   - «Качели» поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу;

   - «Качели» поднять кончик языка за верхние зубы, опустить за нижние зубы;

   - " Пересчитать "   кончиком языка нижние зубы;

   - «Язык перешагивает через зубы» широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Обратите внимание: язык широкий, нижняя челюсть и губы не подвижны.

   - «Лодочка или трубочка » язык высунут, боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина, язык удерживают в таком положении под счёт.

   - «Горка» широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов, спинка языка выгибается, затем выравнивается.

   - Упражнение в произнесении звука [И] «Тянем ниточку» на длительном выдохе пропеваем звук и-и-и. Обратите внимание: глубокий вдох делаем через нос.

   - Упражнение в поочерёдном произнесении звуков [Т’] - [С]  «Кузнечики стрекочут»  кончик языка ударяет в основание нижних зубов, сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс, это подготавливает основу для звука  [Ц]. 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»