МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ  САД  № 196

г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Артикуляционные упражнения для звука Л

 

  Рекомендации при постановке звука [Л].

Для произнесения этого звука необходима сложная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, боковые края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следую­щие упражнения:

- «Наказать непослушный язык» приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя»; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном вы­дохе.

- «Лопата» удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. Обратите внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края    его касаются уголков рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к уп­ражнению «Наказать непослушный язык».

    - «Вкусное варенье» широким краем языка облизать верхнюю губу, делая  движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

- «Индюк» приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верх­ней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет). Обратите внимание:  язык должен быть  широким и не сужаться; движения языком вперед-назад, а не из сторо­ны в сторону.  

   - Облизывание зубов под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка всё больше, следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.

   - "Обнять"  широким  краем языка верхние зубы.

   - «Качели» поднять кончик языка за верхние зубы, опустить за нижние зубы (5 – 6 раз). Обратите внимание: работает только язык, а нижняя челюсть и губы остаются неподвижными.

   - " Пересчитать "   кончиком языка верхние зубы;

   - «Лошадка» по­щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Обратите внимание: упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- «Пароход гудит» приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход). Обратите внимание: кончик языка должен быть опущен и находится глу­бине рта, а спинка поднята к нёбу.

- «Жало» рот открыт, губы растянуты – оскал, язык выдвигается наружу, напрягается, языку придаётся возможно более заострённая форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался.

   - Ритмичное покусывание кончика языка, под счёт 1-2, 1-2…

   - Закусить кончик языка, губы растянуты в оскале. Удерживать язык под счёт до 5.

   - «Пересчитать»   кончиком языка верхние зубы;

   - «Маляр» рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно)

Дата последнего обновления страницы 01.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»